Обязательное обучение по безопасности дорожного движения
Одним предложением
Предприятие осуществляющее перевозку грузов или пассажиров, даже на единственном автомобиле обязано обеспечить безопасность, а значит сотрудники предприятия должны пройти обязательное обучение по безопасности дорожного движения.
Содержание
- Нормативно-правовая база и требования к обучению
- Ключевые должностные лица, подлежащие обязательному обучению
- Обучение и аттестация Ответственного за БДД
- Контролер технического состояния (Механик)
- 20-часовая программа обучения водителей

1. Нормативно-правовая база и требования к обучению
Деятельность в сфере БДД регулируется обширным комплексом нормативных правовых актов, среди которых ключевыми являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения Российской Федерации, а также многочисленные Приказы Министерства транспорта Российской Федерации, регламентирующие отдельные аспекты организации БДД.
Согласно действующему законодательству, ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на руководителя предприятия. Это включает в себя не только контроль за техническим состоянием транспортных средств и соблюдением водителями правил дорожного движения, но и организацию обучения персонала, ответственного за эксплуатацию автотранспорта.
Ключевые должностные лица, подлежащие обязательному обучению
Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения (Ответственный за БДД) — лицо, назначаемое руководителем предприятия и отвечающее за организацию и контроль мероприятий по БДД.
Контролер технического состояния автотранспортных средств (Механик) — лицо, ответственное за проведение предрейсового и послерейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Водители транспортных средств — лица, непосредственно осуществляющие управление автотранспортом.
Обучение должно проводиться образовательными организациями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обучение и аттестация ответственного за БДД
К должности Ответственного за БДД предъявляются квалификационные требования, включающие наличие высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в сфере автотранспорта. При отсутствии профильного образования, необходимо прохождение профессиональной переподготовки.
Выпускникам направлений подготовки группы 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта” прохождение профессиональной переподготовки не требуется.
Программа обучения ответственного за БДД утверждается каждым учебным центром самостоятельно, но существует типовая программа, от которой учебные центры обычно не откланяются.
Поскольку последующая аттестация является периодической, то к очередной сдаче потребуется проходить повышение квалификации, которая была присвоена на курсе профессиональной переподготовки
По окончании обучения Ответственный за БДД должен пройти аттестацию в Управлении Государственного Автодорожного Надзора (УГАДН). Аттестация проводится в форме тестирования на знание законодательства в области БДД. Успешное прохождение аттестации является обязательным условием для осуществления деятельности в качестве Ответственного за БДД и позволяет избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Ответственному за БДД необходимо регулярно повышать свою квалификацию. Периодичность повышения квалификации законодательно установлена и составляет не реже одного раза в пять лет.
Контролер технического состояния (Механик)
Контролер технического состояния (Механик) играет ключевую роль в обеспечении технической готовности автотранспорта к эксплуатации. К данной должности предъявляются квалификационные требования, включающие наличие образования и профессиональной подготовки, соответствующей требованиям профессионального стандарта.
Таким образом контролер так же как и Ответственный за БДД должен пройти курсы профессиональной переподготовки. Отличием является отсутствие требования к аттестации в УГАДН. Законодательно не установлена обязательная периодичность повышения квалификации Контролера технического состояния, поэтому курс повышения квалификации по данной специальности нельзя считать обязательным, но как указывалось может потребоваться предоставить документы за последние 3 года, тогда необходимо повышение квалификации.
20-часовая программа обучения водителей
Обязательным требованием является прохождение водителями 20-часовой программы обучения, направленной на повышение их знаний ПДД, формирование навыков безопасного управления транспортным средством и обучение приемам оказания первой помощи при ДТП.
Обучение водителей должно проводиться ежегодно.