Обязательное повышение квалификации педагогических работников

Обязательное повышение квалификации педагогических работников

Настоящая статья предназначена для руководителей образовательных организаций и содержит информацию о нормативно-правовых основаниях и требованиях к обязательному повышению квалификации педагогических работников. Системное выполнение установленных норм является ключевым фактором для соответствия квалификационным требованиям и успешного прохождения аккредитации.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Согласно части 5 статьи 47, педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование, которое реализуется посредством освоения дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Часть 8 той же статьи устанавливает, что педагогические работники обязаны проходить указанное обучение не реже одного раза в три года. Данное положение является фундаментальным для обеспечения актуальности профессиональных знаний и навыков педагогического состава.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования (ЕКС)

ЕКС, в частности Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), определяет требования к квалификации педагогических работников. Требований к периодическому повышению квалификации в нем не содержится. Для некоторых должностей присутствует требование о профессиональной переподготовке. Например для директора требуется наличие образования по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». То есть данное обучение тоже является обязательным.

При аттестации

Основанием для периодической оценки соответствия занимаемой должности является прохождение аттестации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 590 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” определяет, что результаты прохождения педагогическим работником аттестации зависят в том числе от уровня его профессиональной подготовки, подтвержденного документами о повышении квалификации.

Федеральные проекты и требования к повышению квалификации

Реализация национальных проектов в сфере образования, таких как “Современная школа”, “Учитель будущего” и “Цифровая образовательная среда”, напрямую связана с необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Регулярное повышение квалификации учителей является одной из важнейших составляющих успешного выполнения целевых показателей и задач, поставленных в рамках этих проектов. Особое внимание в рамках данных инициатив уделяется подготовке педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования и внедрению современных образовательных технологий. Проект “Учитель будущего” акцентирует внимание на развитии профессиональных компетенций, необходимых для формирования у обучающихся навыков XXI века, что неизбежно требует освоения новых методик преподавания и содержания образования.

Локальные нормативные акты образовательной организации

Образовательная организация вправе разрабатывать и утверждать собственные локальные нормативные акты, которые детализируют порядок организации повышения квалификации педагогических работников, если эти положения не противоречат федеральному законодательству. В таких актах может быть предусмотрено внесение информации о планируемом и пройденном повышении квалификации в индивидуальный план педагогического работника. При наличии такого документа работник образовательной организации обязан проходить указанные курсы повышения квалификации

Повышение квалификации педагогических работников, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, законодательство предусматривает обязательное наличие специальных компетенций. Эти компетенции формируются и актуализируются посредством прохождения специализированных программ повышения квалификации, направленных на освоение методик и технологий работы с данной категорией обучающихся.

Название подобного курса и его трудоемкость может быть различным, например «Организация образовательного процесса для лиц с ОВЗ»

Обязательное обучение в области охраны труда

Педагогические работники подлежат обязательному обучению по охране труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. С некоторым допущением можно считать, что педагогический состав образовательной организации ответственен за охрану труда для учеников, поэтому необходимо обучение по программе А “Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда”. Другое обучение — по оказанию первой помощи обязательно без всяких допущений, поскольку учителя относятся к категории лиц, которые обязаны уметь оказывать первую помощь.

Обучение педагогических работников в государственных образовательных учреждениях

Согласно положениям Федерального закона от 21 апреля 2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учителя, обязаны проходить повышение квалификации исключительно в государственных образовательных учреждениях. Данное требование направлено на стандартизацию качества дополнительного профессионального образования и обеспечение единообразного подхода к подготовке педагогических кадров в системе государственного образования.

Заключение

Системное и регулярное повышение квалификации педагогических работников является неотъемлемым условием соответствия требованиям законодательства, успешной аккредитации образовательной организации и обеспечения высокого качества образовательного процесса. Контроль за наличием актуальных удостоверений и сведений о повышении квалификации, включая их своевременное размещение на сайте организации, является важной задачей руководителя.